КРУГИ ВЛИЯНИЯ
Психологическая модель (упражнение), помогающее понять, куда следует направлять своё время и энергию

Над проектом работали студенты 2 курса Алексеева Дарья (3 гр), Крылова Наталья (3 гр), Максимова Дарья (4 гр), Паташова Алина (2 гр), Родина Арина (2 гр), Соловьева Екатерина (2 гр), Тушкова Надежда (4 гр), Черная Вера (1 гр)

ПЛАН РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ "КРУГИ ВЛИЯНИЯ"

1. Выбор литературного героя

2. Анализ факторов круга влияния: вещи и события, влияющие на героя, которые может и хочет изменить

3. Анализ факторов круга забот: вещи, которые присутствуют в жизни героя, которые его волнуют, но он не может их изменить:
а) физические факторы
б) социальные факторы
в) психологические факторы

4. Анализ раздражителей. Что герою мешает? Какие раздражители препятствуют свободе выбора героя, которая состоит из ценностей, самосознания, воображения, совести и независимой воли?

5. Реакция героя.

6.Вывод: герой относится к проактивным или реактивным людям.

Проактивный: расширение круга своего влияния; стремление к позитивным изменениям; круг забот не бывает меньше круга влияния, поскольку они берут на себя ответственность за эффективное использование своего влияния, направляя его на приоритетные вопросы круга забот.

Реактивный: растрачивание своих усилий в круге забот; фокусирование внимания на слабостях других людей, на внешних проблемах и обстоятельствах, на которые они не в силах повлиять. Это может проявляться в жалобах, обвинениях, рассуждениях, переживаниях, в ощущении себя жертвой. Вырабатываемая при этом негативная энергия в совокупности с пренебрежением сферами, в которых они могут что-то сделать, заставляет их круг влияния сжиматься. Фокусируясь на круге забот, мы позволяем тому, что в нем находится, управлять нами. У нас не остается времени и энергии для проявления проактивной инициативы, которая нужна для позитивных изменений.

7. Последствия, урок, извлекаемый героем

1.Пример визуализации технологии через карточки героев

Иван Александрович Хлестаков

Выполнили: Алексеева Дарья (3 гр), Крылова Наталья (3 гр)

Паташова Алина (2 гр)

Городничий

(Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

Выполнили: Родина Арина (2 гр), Соловьева Екатерина (2 гр)

2.Пример подробного анализа в текстовом формате сайта на примере Марьи Антоновны

Выполнили: Максимова Дарья (4гр), Тушкова Надежда (4гр), Черная Вера (1гр)
Социальные факторы
  • Марья Антоновна любит кокетничать, так как находится в обществе, в котором это является не просто нормой, но и важной частью. Девушка подолгу любит стоять у зеркала, чтобы потом, как она думает, восхищать мужчин.


    «А всё проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдёт. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься».

  • Марья Антоновна вопреки здравомыслию восхищается мужчиной, который, по его словам, имеет статус и почет в столицы. Девушка ловит Хлестакова на лжи, но неправдоподобного оправдания ей достаточно, чтобы забыть это и продолжать верить всем сказкам юноши. В социальной среде этого времени чин является ключом к расположению в любом обществе, поэтому Марья Антоновна без ума от него.

    «Ах, милашка!», «Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!»

Психологические факторы
  • Марья Антоновна любит перечить матери, так как не видит в ней авторитета. Анна Андреевна также является провинциальной кокеткой. Диалоги матери и дочери строятся на словесной перепалке.

    «Анна Андреевна. … Тебе приличнее всего надеть твоё голубое платье с мелкими оборками.

    Марья Антоновна. … Нет, лучше я надену цветное.

    Анна Андреевна. …я хочу надеть палевое…

    Марья Антоновна. Ах, маменька, вам нейдёт палевое!»


    «Анна Андреевна. …когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

    Марья Антоновна. Ах, маменька! вы больше червонная дама.»

  • Марьи Антоновне не хватает чувства уверенности. Она думает, что над ней насмехаются, потому что она живет не в столицы, а в деревне, то есть является провинциалкой.

    «Вы почитаете меня за такую провинциалку…(Силится уйти.)»


  • Марья Антоновна является не самостоятельным персонажем. Девушка – лишь тень своей матери. Она переняла все манеры, движения, мировоззрение родительницы. Даже когда речь заходит о свадьбе с Хлестаковым, Марья Антоновна никак не выражает своих чувств. Даже поцелуй с юношей не волнует душу и сердце героини, она, видимо, просто не знает, что делать в такой ситуации.
РАЗДРАЖИТЕЛИ
РЕАКЦИЯ ГЕРОЯ
Исходя из реакций Марьи Антоновны на внешние раздражители можно сделать, что она явно пассивный персонаж. Сейчас мы рассмотрим это подробнее:

1) в спорах с родителями она никогда не отстаивает свою точку зрения, а если и делает это, то очень быстро готова отступить и согласится с их мнением
Отчасти это влияние воспитания и тех качеств, которые в неё вложили родители с самого детства, а отчасти её личные внутренние качества и пассивность, которые не дают ей добиться желаемого в спорах.

«Марья Антоновна: Ах, маменька, вам нейдет палевое!

Анна Андреевна. Мне палевое нейдет?

Марья Антоновна. Нейдет, я что угодно даю, нейдет: для этого нужно, чтобы глаза

были совсем темные.

Анна Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза разве не темные? самые темные. Какой

вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?

Марья Антоновна: Ах, маменька! вы больше червонная дама.

Анна Андреевна: Пустяки, совершенные пустяки! Я никогда не была червонная дама.

(Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг

вообразится! червонная дама! Бог знает что такое!

В итоге дочь так и не отстояла своё мнение и смирилась.


2) если говорить о её реакциях на события, происходящие в городе, то и тут она никак не реагирует и не старается что-то изменить, хотя видит что в городе много проблем.


3) за своё личное счастье она так же не борется и просто плывет по течению ожидая действий от других людей, даже если это касается любовных отношений. Единственное, что она может сделать чтоб привлечь внимание это нарядится.

"...а все ты с своим глупым жеманством: совершенно оделась, нет, еще нужно копаться..."

"...А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться: и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься..."


Исходя из её ветрености и нежелания что-то менять и обдумывать ей нравится "ревизор" и она даже соглашается выйти за него замуж

"...Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!.."

"...Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина!.."


Таким образом мы можем сделать вывод, что она персонаж с реактивными реакциями.
ИТОГ
Из-за того что для Марьи Антоновны не характерна уверенность в себе, а также самостоятельность, ее могут выдать замуж за малознакомого мужчина. Девушка, возможно, его даже не любит, он ей просто симпатичен, и то это скорее потому что он симпатичен ее маме.

Общество города мешает интеллектуальному развитию Марьи Антоновны. Она любит читать книги, но из-за того, что в провинции почитается больше умение кокетничать и подбирать свой туалет, девушка вынуждена находиться в среде малообразованных людей, которые верят любому вздору. Впоследствии девушка станет такой же глупой как и все население города. Это приводит к деградации общества страны, то есть к его экономическому упадку.

Мы думаем, что из ситуации, когда Хлестаков, сделав предложение Марьи Антоновне, сбежал,героиня поняла,что нужно больше доверять своему мнению,интуиции,обращать больше внимания на факты. А также смотреть не столько на дорогую одежду и материальное состояние человека,сколько на то,каков он на самом деле.
Так же нам кажется, что несостоявшаяся свадьба и реакция на это событие отца, а именно его озабоченность мнением других людей и неготовность поддержать дочь в такую тяжёлую минуту, подтолкнёт Марью Антоновну к самостоятельности в жизни и в своих решениях.
Список источников
  • График
  • Цитаты даны по
    Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом). Т. 4. Ревизор / [ред. Б.В. Томашевский]; подгот. текста В.Л. Комаровича; [коммент. В.В. Гиппиуса и В.Л. Комаровича], 1951. 552 с.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website